Miriam Makeba - Miriam Makeba (1960)
World / Ethnic (South Africa)
Слушать весь альбом: vk.cc/9slSKk
Недра Африки до сих скрывают множество тайн и уголков, на которые не ступала нога человека. Хватает белых пятен и на карте культурного наследия континента - представьте только, что существует целый мир из музыкальных стилей и невероятных звуков, и он почти неизведан западным обществом. Дебютная пластинка южноафриканской певицы Мириам Макеба даёт отличный шанс окунуться в эту уникальную культуру.
Знаменитая "Мама Африка" Макеба прославилась благодаря своей уникальной манере пения на родном диалекте с характерными взрывными щелкающими гортанными звуками. Дочь матери-свази и отца-коса выросла в Софиатауне, изолированном черном городке за пределами Йоханнесбурга, и начала петь в школьном хоре в раннем возрасте. В 1950-х началась её профессиональная карьера и активная гастрольная деятельность по стране в составе нескольких коллективов. В 50-х годах она обрела национальную славу, а после небольшой роли в протестном фильме "Вернись, Африка" привлекла внимание международной публики. На премьере в Венеции Макеба познакомилась с Гарри Белафонте, знаменитым американским поп-певцом и актером. Тот сразу оценил революционный талант девушки и предложил сотрудничество.
В 1959 году Макеба отправилась в Нью-Йорк, где 4 недели выступала в культовом клубе Village Vanguard. Искушенная публика была сражена наповал, журнал Look писал о тех концертах: "Чередуя чувственную и экспрессивную манеру, она интерпретирует как народные песни, так и джазовые стандарты с невероятным изяществом, что предвещает рождение новой звезды". В 1960 году, когда певица намеревалась вернуться на родину, оказалось, что африканское правительство аннулировало её гражданство и запретило въезд в страну из-за гражданской позиции Макебы против политики апартеида. В тот период, на фоне жизненных катаклизмов, певица выпустила свой первый полноформатный альбом "Miriam Makeba".
Эта пластинка, как зеркало, отражает непростую судьбу исполнительницы - песни буквально пронизаны тоской по родине и стремлением вернуться домой. Иногда они звучат смехотворно счастливо, но мелодии и лирика источают чувства разочарования и гнева. Например, "Qongqothwane (aka "The Click Song")" - традиционная свадебная песня её родного племени, исполненная радостно и одновременно с привкусом горечи от невозможности исправить происходящее (на родину Мириам Макеба вернется лишь в 1990 году).
Контекст является важным элементом восприятия песен с пластинки, однако он не определяет всю её суть. В "Miriam Makeba" преобладает сильная мелодическая составляющая и, что ещё важнее, особый эмоциональный заряд. Каждая песня как воплощение абсолютной радости: например, "Mbube" или "Naughty Little Flea". Вероятность не улыбнуться при прослушивании приближается к нулю. Инструментальные темы идеальны в своей лаконичности и чистоте: акустические гитары, племенные барабаны с могучей поддержкой хора "Belafonte Folk Singers". Настоящей вспышкой мгновенного счастья является дуэт с Чарльзом Колманом "One More Dance": на протяжении всей песни он борется с приступами неконтролируемого смеха, и слушатель невольно становится участником диалога, впуская в себя поток безудержной радости.
Одноименный дебют Мириам Макебы является важнейшей записью для представления африканской народной музыки мировой публике. В интервью Chicago Tribune 1959 года она сказала: "Во мне есть любовь, но кроме этого я сильно страдаю. Я южноафриканец. Я оставила там часть себя. Я принадлежу Африке". Близка вам африканская культура или нет, послушайте "Miriam Makeba". Это искрящаяся радостная пластинка, простая и понятная. Будь вы ценитель или новичок, вы обязательно найдете в ней нечто